Оглавление: аут, аут бегущему, аут бьющему, аут на первой базе, база, бант, бол, вынужденная игра, зона страйка, иннинг, инфилд-флай, инфилдер, кража базы, кэтчер, линии фаул, луна, питчер, страйк, страйк-аут, счёт у бьющего, сэйф, украсть первую базу, фаул бол, флай, хит-бай-питч, хоум-ран, 4 бола, шорт-стоп. |
Аут - игрок нападения выбывает с поля, садится на скамейку своей команды и ждёт, когда снова настанет его очередь отбивать. Аут бегущему можно сделать а)осаливанием, т.е. коснуться его мячом, держа его (мяч) в руке, либо ловушкой, если она надета на руку, и в ней есть мяч. б)по вынужденной игре, включая аут при флае, когда бегущий раньше положенного убежал со своей базы (см."флай"), и включая аут при пропуске кэтчером третьего страйка (см."украсть первую базу" и "страйк-аут" - почему-то я записал аут при попытке украсть первую базу в "страйк - ауты"). Аут бьющему: 1.Страйк - аут: бьющий три раза промахнулся, или вообще не махал, когда питчер кидал страйки (три страйка - аут). См."страйк". 2.Удар фаул (см."фаул-бол"), если бьющий ставил бант (см."бант"), имея уже 2 страйка - аут. При двух страйках бант не ставиться, либо - на свой страх и риск, т.к. бант очень часто уходит за линию фаул. 3.Удар флай пойман одним из игроков обороны - аут (бывает, что аут не только бьющему, но и кому - то из бегущих - см."флай"). Аут на первой базе - бьющий отбил или поставил бант, а игроки обороны, поймав отбитый мяч, бросили его на первую базу - аут, если бьющий не успел наступить на базу раньше, чем на неё наступил или как - нибудь коснулся игрок обороны, имеющий при себе мяч. База - их четыре: дом, 1, 2 и третья базы. Расположены в вершинах квадрата со стороной 27м или даже что-то ещё более точное, вроде 27м,43см и ещё что-то там. Место, где бегущий находится в безопасности (осаливать его нельзя). Чтобы быть в безопасности, бегущий должен любой частью тела касаться базы. Представляет из себя подушечку примерно 30:30см, набитую песком или чем-то в этом роде - по разному. "Флибутьеры", к примеру, на тренировках в качестве баз используют куски линолеума или седлушки от стульев. Такие дела. Все размеры, касающиеся бейсбола, на другом сайте (на днях дам ссылку. Бант - своего рода удар, однако, в отличие от удара, цель банта - не придать мячу побольше энергии, как при ударе, а наоборот, погасить энергию, сообщённую мячу питчером. Бита просто подставляется под мяч под определённым углом: чтобы мяч отскочил от неё либо по направлению к первой базе, либо - к третьей, в зависимости от задачи, стаящей перед бьющим. В подавляющем большинстве случаев цель банта - дать возможность бегущим переместиться на одну базу ценой аута бьющему (как правило, при банте оборона делает аут бьющему на первой базе). Бол (не страйк) - поданный питчером мяч, который не зашёл в зону страйка (см."зона страйка"). Однако, если при этом бьющий сделал попытку ударить по мячу, судья объявляет не "бол", а "страйк". Вынужденная игра (force play) - игра на одной, двух, трёх или четырёх базах, когда бегущие обязаны бежать к следующей базе. Дело в том, что на базе может безопасно находиться только один бегущий. Поэтому, если при ударе бьющего первая база была занята бегущим, этот бегущий вынужден бежать на 2 базу, даже если он видит, что мяч поймали близко от 2 базы, и ему наверняка сделают аут (поэтому на 2 базе - вынужденная игра), а бьющий, ударив по мячу, вынужден бежать на первую базу (при любом ударе на первой базе образуется вынужденная игра). При вынужденной игре игрокам обороны не обязательно осаливать бегущего: достаточно раньше него коснуться базы, имея при себе мяч. Пример. Зона страйка - воображаемая призма, располагающаяся над домом и служащая для уравнивания шансов на победу в дуэли питчер - бьющий: питчер обязан попадать в зону страйка, если бьющий не хочет отбивать, а бьющий может не отбивать, если питчер не попадает. Если питчер 4 раза не попал (и при этом бьющий не махал битой), бьющему отдаётся первая база. Если питчер три раза попал в зону страйка (не важно - пытался бьющий ударить или - нет), бьющему засчитывается аут. См. дополнительно "счёт у бьющего". Иннинг - "периодичность" в игре. Каждый иннинг состоит из двух частей: 1 часть - одна команда играет в обороне, другая в нападении; 2 часть - наоборот, команды поменялись местами: первая играет теперь в нападении, а вторая в обороне. Первый иннинг, второй иннинг, третий и т.д. Если по окончании девятого иннинга какая - либо из команд набрала больше очков, команда победила. Если счёт равный, играют ещё иннинг. Каждый последующий иннинг может стать последним - надо только, чтобы кто - нибудь выиграл в этом иннинге. Теоретически, иннингов может быть бесконечное количество. Инфилд-флай - это флай, который при ударе бьющего взлетает высоко, но далеко не улетает и падает в районе так называемой "луны": такой мяч очень легко поймать игрокам квадрата (инфилдерам). "Инфилд-флай" объявляется в положении один или ноль аутов, и при наличии бегущих на первой и второй, либо на всех базах. При объявлении "инфилд-флай" одновременно объявляется аут бьющему. Аут объявляется даже в том случае, если мяч инфилдерами НЕ ПОЙМАН. Правило существует для того, чтобы предотвратить возможность обороне сделать слишком лёгкий двойной аут. Дело в том, что игрок обороны может намеренно не поймать этот флай, а т.к. бегущие при флае остаются на базах, их легко вывести в аут по вынужденной игре, бросив с маленького расстояния поочерёдно на 3 и 2 или в дом и на 3(2) базу. См.также флай и вынужденная игра. Небольшое дополнение: инфилд-флай не объявляется, если бьющий ставил бант. Инфилдер - игрок квадрата. Инфилдеров шестеро: питчер, кэтчер, первая база, вторая база, третья база и шорт-стоп. Кража базы - занятие бегущим следующей базы не по удару, не по хит-бай-питчу, не по бэйз-он-болу, не по помехе. Бегущий отваживается украсть базу тогда, когда мяч находится далеко от базы, которую он хочет украсть. Надо очень быстро бежать. В противном случае игроки обороны успеют переправить мяч к этой базе и осалить бегущего. Как правило, попытка своровать базу предпринимается во время подачи питчера. Пока мяч летит к кэтчеру, пока кэтчер его обрабатывает (ловит ловушкой, берёт в руку, нащупывает шипы), пока бросает, пока мяч летит к базе, пока защитник базы ловит этот мяч и делает движение для осаливания подбегающего игрока (ворующего базу) - бегущий несётся изо всех сил. И чаще всего и бегущий и мяч прибывают к базе одновременно. Если бросок кэтчера был точным, - у бегущего почти нет шансов на "сэйф", даже несмотря на подкат: защитник базы поймает мяч и моментально осалит бегущего. Кэтчер - игрок обороняющейся команды. Принимает подачи от питчера. Его позиция - около дома. В идеале для него нарисован бокс, обозначающий его позицию. Однако редко у кого доходят руки такой бокс начертить. Кэтчер определяет тип подачи,с помощью которых, он надеется, питчеру удасться вывести бьющего в страйк-аут, и тайными сигналами сообщает об этом питчеру. Загляните также сюда. Линии фаул - перпендекулярные друг другу прямые линии. Одна прочерчивается от дома до первой базы и дальше до границы поля (до линии хоумрана), вторая - от дома до третьей базы (и дальше). Эти линии существуют для того, чтобы можно было определить - попал отбитый мяч в поле (игровой мяч) или ушёл за его пределы (фаул-бол). Само игровое поле этими линиями не ограничивается. До забора (если он есть) - играй сколько тебе угодно. Если забора нет, и мяч улетает далеко, судья останавливает игру. Размеры такого "далеко", как правило, оговариваются перед игрой. Луна - часть поля, так называемый "инфилд" - внутреннее поле. Все базы и питчерская планка располагаются в "луне" Питчер - игрок обороны, позиция которого - центр квадрата, на горке. Он делает подачу в дом - туда где ждут поданного им мяча бьющий (соперник) и кэтчер (товарищ по команде). Питчер должен бросать мяч в зону страйка. Бьющий должен отбивать поданный питчером в зону страйка мяч, а кэтчер должен ловить этот мяч в том случае, если бьющий по той или иной причине не отбивает, причём кэтчер должен ловить мяч даже в том случае, если мяч в зону страйка не попадает. Загляните также сюда. Страйк - четыре варианта: а) бьющий махнул по брошенному питчером мячу, но не попал. Ему засчитывается страйк; б) бьющий не стал бить по мячу, в то время как мяч зашёл в зону страйка (см."зона страйка); в) бьющий ударил, но мяч ушёл в фаул, при условии, что на счету бьющего (см."счёт у бьющего") не было страйков или был один страйк; г) бьющий поставил бант, но мяч ушёл в фаул, при условии, что на счету бьющего было 2 страйка (тогда судья объявляет страйк, фаул-бол и аут) Страйк-аут - аут бьющему, если а)он трижды попытался ударить по мячу, но не смог (не попал по мячику); б)он не пытался ударить по мячу, в то время как питчер делал подачи в зону страйка. Три страйка - аут; в)он то пыталься ударить, но не попадал, то не пытался ударить, а мяч заходил в зону страйка. При этом в том и другом случае судья объявлял "страйк". Третий страйк - бьющему аут (страйк-аут); г)бьющий пропустил свой третий страйк (или махнул, но не попал, или не махал, а мяч зашёл в зону страйка - не важно), но кэтчер не поймал этот мяч. Тогда бьющий стал воровать первую базу, но кэтчер подобрал мяч и либо сам осалил бьющего-бегущего, либо бросил мяч на первую - там бьющего-бегущего осалили, либо просто наступили на базу, имея при себе мяч (т.к. в данной ситуации, как и при любом ударе, на первой базе образуется вынужденнай игра - см."вынужденная игра"). Счёт у бьющего может быть таким (страйки:болы): 0:0; 0:1; 0:2; 0:3; 0:4 (0 страйков:4 бола - при таком счёте бьющему отдаётся первая база); 1:0; 2:0; 3:0 (3 страйка:0 болов - питчер победил - при таком счёте бьющему объявляется аут, если, конечно, ему не повезёт и не представится шанс украсть первую базу (см."украсть первую базу"). Это были крайние варианты счёта у бьющего, когда либо у питчера не идут подачи (одни болы - никаких страйков), либо бьющий не в форме (не может попасть по мячу - пропускает страйки). Оставшиеся варианты счёта у бьющего: 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; (снова бэйз-он-болз: первая база отдайтся бьющему); 2:1; 2:2; 2:3 (2 страйка:3 бола - так называемый "полный счёт" - следующая подача питчера ставит точку в его дуэли с бьющим, если, конечно, бьющий не ударит фаул-бол); 3:3 (бьющему аут, если он не украдёт первую базу); 2:4 (бьющему отдаётся первая база: бэйз-он-болз). Сэйф - игрок нападения находится в безопасности. Осалить его нельзя. В положении "сэйф" бегущий находится в том случае, если он касается базы любой частью своего тела. НА БАЗЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДИН БЕГУЩИЙ! Если получилось так, что на базе оказалось двое бегущих, коснувшегося базы вторым можно осаливать - аут. Если бегущий, обежав все базы, наступил на дом, и судья объявил "сэйф", значит бегущий принёс очко. Украсть базу См. "Кража базы". Украсть первую базу бьющий имеет право в том случае, если кэтчер (см."кэтчер") не смог поймать третий страйк. Если бы кэтчер поймал третий страйк, бьющему объявили бы аут. А теперь, пока кэтчер бежит за пропущенным им мячом, бьющий может бежать на первую базу. Однако этот бег не безопасен: кэтчер может быстро подобрать мяч, догнать бьющего и осалить его; или кэтчер может бросить мяч на первую базу - там для бьющего в этой ситуации сложилась вынужденная игра. Фаул-бол (или просто "фаул") - мяч после удара не попадает в поле, а уходит за линию фаул (см."линии фаул"). Или сначала скачет в поле, а потом (до 1 или до 3 базы) покидает поле. Если мяч выскочил за пределы поля после того, как миновал 1 базу (или 3 базу), мяч в игре. Игра при объявлении судьи:"фаул-бол" (во Владивостоке объявляют именно так) сразу останавливается. Бегущие, если они отбежали от занятых ими баз, должны вернуться на эти базы (причём эти базы должны были быть занятыми этими бегущими до броска питчером мяча, который, затем от биты "ушёл в фаул". Даже если бегущий почти успел украсть базу, но не успел наступить на неё до того, как питчер произвёл подачу - которая была отбита бьющим в фаул, - бегущий должен вернуться на ту базу, с которой он выбежал до подачи). Флай - такой удар, при котором мяч взлетает высоко в воздух, ни разу не коснувшись земли. Опытные игроки в большинстве случаев ловят такой мяч с лёгкостью (поймали - бьющему аут). В то время, как флай летит, все бегущие обязаны оставаться на своих, до подачи питчера занятых базах. Отрываться от своих баз они имеют право только после поимки флая, либо, если поймать флай обороне не удалось, после падения мяча на землю. Конечно, бегущие могут на свой страх и риск побежать сразу после удара (пока мяч летит), надеясь на то, что мяч не будет пойман. В том случае, если флай не поймали (мяч коснулся земли), перебежка будет засчитана. Однако, если флай будет обороняющимися пойман (мяч земли не коснулся), бегущим придётся на максимальной скорости возвращаться на так неосмотрительно покинутые ими базы: в такой ситуации на этих базах и для этих бегущих образуется вынужденная игра (см.выше), и тогда уж - кто быстрей. Бывает, что с одного такого удара игрокам обороны удаётся сделать сразу три аута. Хит-бай-питч - поданный питчером мяч попал в бьющего. Бьющему отдаётся первая база. Однако, если бьющий не уклонялся от летящего в него мяча, судья может объявить "бол". Мало того, если бьющий попыталься ударить летящий в него мяч, ему засчитывается фаул-бол (страйк) и, если это третий страйк, - аут. При хит-бай-питче игра останавливается, бегущие обязаны вернуться на свои базы. Хоум-ран - удар бьющего. Мяч, не касаясь земли, улетел за пределы поля (конечно, если он летел в зоне, ограниченной фаул линиями. Если нет, - фаул бол). При хоум-ране бегущему разрешается спокойно обежать все базы и наступить на дом - очко. Если на базах были бегущие - то же самое. 4 бола - питчер проиграл дуэль питчер - бьющий: бросил четыре мяча, которые не вошли в зону страйка. В этом случае судья объявляет "бэйз-он-болз": бьющий беспрепятственно занимает первую базу. Бывает, что питчер нарочно бросает "болы", чтобы избавиться, например, от сильного бьющего путём отправки его на первую базу по "бэйз-он-болу". Пример. Шорт-стоп - игрок обороняющейся команды. При ударе защищает пространство между 2 и 3 базами. См. также здесь. |